Жюри FIPRESCI: Мы помешаны на кино и готовы ехать, куда угодно 12.09.2017

    Вектор пресс-конференции сразу задал модератор, программный директор кинофестиваля «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров, спросив у членов жюри FIPRESCI, отмечали ли они взлет азиатского кино в последние десять лет. Как рассказала германский кинокритик Катарина Докхорн, азиатский кинематограф хорошо представлен на Берлинском кинофестивале, они показывают много азиатского кино, но не в широком прокате: 

    – Проблема в том, что мы не видим в широком прокате фильмов из других стран, например, из России в прокате будут только две картины: новый фильм Кончаловского и «Нелюбовь» Звягинцева, фильмы больше не путешествуют по миру, поэтому так важны фестивали. 

    Далее Катарина попробовала объяснить, с чем, по ее мнению, связан успех триумфаторов фестивалей двух последний лет женщин-режиссеров из Берлинской школы кино Валески Гризебах и Марен Адэ: 

    – Сегодня на режиссерских факультетах примерно половина девушек, 10-15 процентов из них потом снимают кино, но бюджеты их фильмов значительно меньше бюджетов фильмов, где режиссер – мужчина. Успех последних фильмов Валески и Марен, возможно в том, что они снимались одной кинокомпанией, которой управляет женщина.

    Итальянский кинокритик Джованни Оттоне объяснил, что проблема сегодняшнего кинематографа – в стирании границ между жанрами: сегодня есть бесконечное количество примеров, когда документальное кино сливается с художественным, а прокатные мейнстримовские вещи содержат в себе серьезный авторский взгляд и режиссерский посыл, таковы, например, фильмы Такеши Китано, и таков фильм открытия «Меридианов» – «Карп отморожененый». 

    – Мы помешаны на кино, мы готовы ехать, куда ни позови, потому что заинтересованы в развитии независимого кино, – подчеркнул Джованни Оттоне. – Pacific Meridian очень интересен тем, что в его конкурсе представлено двадцать фильмов, два из них – из Латинской Америки, то есть вы не смотрите на Азию узко. На мой взгляд, развитие кинофестиваля может простираться в этом направлении. 

    Российский кинокритик Алена Сычева объяснила, за какие заслуги они планируют дать приз: 

    – Так как задача кинокритиков смотреть на два шага вперед, нежели обычные зрители, то приз мы присуждаем за развитие киноязыка. Нам важно видеть, в каком направлении развивается киноязык, причем речь не идет об обязательно экспериментальном или странном языке. Кино должно быть разным, можно ставить диагноз хорошее или плохое, с точки зрения профессионализма, но наша задача тоже найти и для себя что-то интересное. 

    Далее разговор сместился в сферу определения общих тенденций мировой киноидустрии. Джованни Оттоне посоветовал не искать единой обобщающей идеи, определяющей тематику киногода, объяснив, что любые обобщения – натянуты, так как критики на кинофестивале выбирают один программный фильм и объективной картины не складывается. 

    – Можно сказать, что мета-темой прошедшего Каннского фестиваля была семья и семейные ценности, но ведь семья, в принципе, всегда является центром интереса кинематографа, и в этом отношении, скорее, важны оттенки: антропологические, культурные, социальные. Например, фильм Шона Пенна «Последнее лицо» – это очень риторический фильм о боли, в противовес ему есть замечательные фильмы израильского режиссера-женщины, где тоже про боль женщины от потери сына. 

    Казалось бы, фильмы на одну тему, но кардинально отличаются. Джованни Оттоне подчеркнул, что «золотой век» итальянского кинематографа все же в прошлом – это 60-70 е годы ХХ века и связан он с именами Феллини и Пазолини. 

    – Сейчас у нас фильмов производится слишком много, они занимают примерно 25-30 процентов рынка, но это дешевые плохие комедии, очень карикатурные, очевидные, – посетовал Джованни. – Конечно, у нас есть Соррентино - наша основная надежда. Сегодня бурно развивается телевидение и сериалы, а этот формат больше по времени, чтобы рассказать историю. Современные голливудские фильмы, имеющие многомиллионные бюджеты, по мнению Джованни, – это бесконечные римейки, ни у продюсеров, ни у режиссеров не хватает смелости, чтобы рассказать что-то новое. А авторское кино теряют аудиторию, потому что современная молодежь росла на «Гарри Поттере» и «Властелине колец» и совсем не приучена к авторским фильмам.