Наталья Шахназарова: Я счастлива, что мой родной и любимый город ассоциируют с кино и кинофестивалем 12.06.2017

    В начале мая возле кинотеатре «Океан» открыли обновлённую аллею звезд. Среди увековеченных в бронзе имён - Карен Шахназаров, Джулия Ормонд, Жаклин Биссет, Ким Ки Дук, Режис Варнье, Павел Лунгин, Сергей Соловьёв... В своё время эти большие художники и заслуженные мастера приезжали во Владивосток по приглашению Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» - любовались морским пейзажем на Набережной, прогуливались по Светланской, общались с местным зрителем и лично представляли своё кино. Ещё 15 лет назад это сложно было представить... А сегодня - представить Владивосток без кинофестиваля, который в этом году отмечает свой юбилей. Исполнительный директор «Меридианов» Наталья Шахназарова поделилась своими воспоминаниям и рассказала, как зарождался самый первый смотр.

    Как отмечает Наталья Акимовна, кинофестиваль появился от любви, безусловной, почти родительской, - любви к городу, искусству и кино. Он стартовал в 2003 году на берегу Японского моря, и до открытия кинофестиваля каждый из его дирекции был неразрывно связан с кино и по-своему отличился в этой области.

    - Например, мы с моим супругом Александром Долудой три года подряд организовывали фестиваль документального кино «Человек и море». К сожалению, этот фестиваль не смог продолжать свою деятельность в силу разных причин, главная из которых - уход из жизни его идейного вдохновителя Валентина Александровича Ткачева. Конечно, по-началу у нас был порыв продолжать его дело, но потом мы приняли решение, что это будет уже какой-то другой фестиваль… Тем не менее мы получили ошеломляющий опыт и, конечно, его хотелось где-то применить.

    К слову, смотр телевизионной маринистики проходил прямо в море, на борту теплохода. Во Владивостоке же он присутствовал лишь в виде телевизионной программы, где показывали конкурсные фильмы, и церемонии закрытия, проходившей в театре им. М. Горького. Городскому же жителю не хватало своего кинофестиваля.

    - Мы стали обсуждать эту идею, и Ефим Семёнович Звеняцкий сразу её поддержал. Креативили месяца четыре… Искали людей, продумывали регламент и общий концепт - это был настоящий мозговой штурм. А вот в чём мы были уверены сразу, так это в том, что фокус кинофестиваля должен быть направлен на кинематограф стран АТР, - подчёркивает Наталья Акимовна.

    Принять участие в проекте предложили сразу нескольким деятелям, многие из которых и сейчас создают это культурное событие. Например, Наталье Тимофеевой, которая в то время работала звукорежиссёром на местном телевидение и Дальтелефильме. Как оказалось, после успешной судьбы её первого фильма «Сабс», получившего гран-при на кинофестивале в Киеве и высокие оценки на Берлинале, Наталья Георгиевна мечтала стать частью аналогичного проекта. Также с первого года на «Меридианах» работает и Юрий Гончаров, который в начале 00-х вёл эфиры на радио и отлично разбирался в азиатском кинематографе.

    Создавая кинофестиваль во Владивостоке, организаторы брали за основу «Фестиваль фестивалей» и «Послание к человеку», проходивших в Санкт-Петербурге, смотрели на европейских коллег - в Карловых Варах, Каннах и Венеции, и конечно, перенимали опыт у ближайщих соседей в Азии на Пусанском кинофестивале.

    - Мы начали работать и каждый день ждали чего-то нового. Нам стали приходить письма, какие-то из них отправляли сами - всегда долго думали, как написать тому или иному человеку, чтобы убедить, как сильно мы хотим показать его фильм. Но я до сих пор помню самый первый фильм, который пришёл на фестиваль - это была короткометражка одной московской студентки. Помню, как мы радовались и были счастливы! Конечно, не обошлось и без волнения. Дело в том, что на Дальнем Востоке уже проходили кинофестивали, но их организовывали известные московские команды. А мы всё делали сами! И получится ли фестиваль - никто до конца не знал.

    Но несмотря на страх перед неизвестностью дирекция фестиваля сразу взяла ориентир на кинофестивали класса А. Отчасти высокую планку поставила и автор фирменного стиля «Меридианов» - художник Илона Гансовская.

    - После первого кинофестиваля мы поехали в Париж в офис FIAPF - ассоциацию продюсеров, которая занимается аккредитацией международных кинофестивалей, регулирует фестивальное движение и присуждает фестивалям классы. Напросились туда со своим переводчиком, и нас сразу предупредили, что встреча с директором займёт максимум пять минут. В итоге мы проговорили целый час! А когда вошли в кабинет, сразу заметили на столе ворох бумаг и каталогов. И наш каталог лежал с краю, самым первым в стопке. Мы тогда ещё спросили, его положили на самое видное местно специально к нашему приходу? - На что нам ответили, что нет, «просто такой каталог не хочется прятать - такой он красивый, яркий и жизнеутверждающий». Это было справедливо, потому что он привлекал не только снаружи, но и внутри, так как был очень грамотно составлен - на двух языках, со всеми описаниями и контактами.

    Со временем фестиваль стал центром притяжения талантливых людей, многие из которых сначала не знали, в какой точке на карте располагается Владивосток. Сегодня же здесь ежегодно собираются кинематографисты со всех уголков мира, чтобы познакомиться, вдохновиться, а нередко и поработать - обсудить будущие проекты и даже снять фильм.

    - Помню, гость фестиваль, режиссёр Николай Хомерики, по-началу не хотел лететь к нам, так как сидел в столице в ожидании контракта. К счастью, мы его убедили, и в итоге ему и продюсер позвонила, и Владивосток пришёлся по-душе. Более того, здесь родилась идея нового фильма и сценарий, который он воплатил в картине «Сказка про темноту». Благодаря кинофестивалю территория региона стала более понятной для наших гостей и здесь наконец-то начали снимать кино! И так приятно, что мой любимый город, где я живу, ассоциируют с кино и кинофестивалем. 

    Любовь, авантюрность, опыт и знание темы позволили фестивалю стартовать. Но это не значит, что теперь стало легче. Как организатор ты всё время волнуешься, очень напряжённо работаешь, но так, чтобы никто не заметил, что это большой труд. С другой стороны, без этого никуда - чтобы делать фестиваль, нужны определённый драйв и смелость. С самого первого года мы как ураган сносили все препятствия, и каждый год после завершения очередного фестиваля наступает чувство гордости за то, что у нас всё получилось.