Pacific Meridian – день третий: «Владивосток, я люблю тебя» как новый проект, «Аэротрополис» как антиутопия и «Матильда» как новая историческая мифологема 13.09.2017

    Чем спасти мир от разрушения, насколько изменился Владивосток за десять лет, как пустой город выражает состояние души современного человека и почему обесценивание «Матильды» – признак незрелости человеческой личности – стало известно на втором дне фестиваля.

    На пресс-конференции основного жюри председатель, российский режиссер Алла Сурикова, что называется, жгла: поздравила всех присутствующих с прошедшим «Днем трезвости»: «Праздник хороший, только в России до сих пор не понимают, как его отмечать», подчеркнула, что к конкурсным фильмам у нее особое отношение: «Я комедиограф, мне бы хотелось, конечно, наградить всех режиссеров, но кого-то придется обидеть. Но мы хотя бы до конца их просматриваемым», и предложила своему коллеге из Японии, продюсеру Седзо Итияма сделать совместный проект - снять фильм «Владивосток, я люблю» по типу популярных сегодня киноальманахов из короткометражек, снятых разными режиссерами, объединенных темой города. На вопрос, почему сегодня в России снимают так мало смешных комедий, Алла Ильинична ответила, что просмотр комедии – дело коллективное:

    – Если вы смотрите фильм по тв, в то время как на плите варится суп, а ребенок требует помочь ему сделать домашнее задание, вы вряд ли вникнете в происходящее. Совсем другое дело в кинотеатре – там один засмеялся, второй, глядишь, и весь зал подхватил.

    Режиссер из Республики Корея Квак Кен-тхэк, который приезжал во Владивосток в далеком 2005году и снимал здесь некоторые сцены своего фильма «Тайфун», подчеркнул, что за прошедшее время Владивосток очень изменился в лучшую сторону – город стал чище, а люди – счастливее, ион нашел много удачных локаций для съемок.

    Куратор кинофестивалей из Гонконга Джейкоб Вонг говорил о взаимопроникновении азиатского и европейского кинематографа:

    – Кинематограф пришел к нам из Европы, поэтому, конечно, его влияние велико. Наша задача – развивать свой собственный, аутентичный кинематограф.

    Режиссер из Португалии Жуан Педру Родригеш объяснил, что причина подъема португальского кино сегодня – свобода, которая есть у режиссеров, а что касается него – то он не только режиссер, но и ученый, исследователь, поэтому его метод – глубокое погружение в ситуацию и характеры персонажей.

    На пресс-конференции участников конкурсной программы в это день отвечали на вопросы журналистов бразильский сценарист Саша Амарал, написавший историю фильма «Прощай,энтузиазм», и режиссер из Тайваня Джен-Нэн Ли с лентой «Аэротополис».

    Как признались молодые спикеры, оба дебюта – глубоко личные истории. Саша Амарал и сам вырос, окруженный одними женщинами и их разговоры о женском теле, сексе, отношениях с мужчинами сопровождали его все детство.

    – Моя мама надолго запиралась в комнате, я играл с сестрам, но мне так хотелось узнать, чтоже она там делала, - рассказал Саша. – Поэтому мой фильм, с одной стороны, о тотальном внутреннем одиночестве, а с другой – нехватке личного пространства.

    Джен-Нэн Ли признался, что он буддист, поэтому все происходящее в своей жизни он воспринимает как проявление воли судьбы, эта история - человека без души, который бродит по безжизненному пространству, сама нашла его, и он взялся ее снимать, имея бюджет только в 7тысяч долларов.

    –  Каждое утро я подходил к зеркалу и говорил себе: не сдавайся, - признался режиссер.

    Время после обеда гости кинофестиваля отвели катанию на паруснике «Паллада» по заливу Петра Великого, где можно было неторопливо обсудить перспективы развития мирового кинематографа, поспорить о методах реализации авторского видения и трансформации киноязыка.

    В рамках образовательной программы «Меридианов» киновед и кинокритик Всеволод Коршунов прочел лекцию «Великий революционный миф». Как объяснил Коршунов, историческое кино работает не с историческим фактом, а со стереотипом, который укоренен в коллективном бессознательном. Относительно личности Николая II в коллективном бессознательном существует два мифа: «Николай кровавый», который транслировала советская эпоха, и «Николай – страстотерпец» - его выражал культурный контекст пост-перестроечного времени. Режиссер Алексей Учитель замахнулся на оба.

    –  Психоаналитик Отто Кернберг пришел к выводу, что реакции незрелой личности всегда идут по двум путям: по пути идеализации – если поведение объекта соответствует ожиданиям или обесценивания – если не соответствует.

    В лекции Коршунов показал, как начиная с 1917 года, советские режиссеры последовательно творили великий коммунистический миф и что из этого вышло.

    В кинотеатре «Океан» генеральный директор кинофестиваля Ефим Звеняцкий, режиссер Александр Мелкумов и продюсер Алексей Кучеренко представили зрителям первую в России стереоскопическую 3D кино-версию одного из самых интригующих и колоритных спектаклей театра им. М. Горького «Стена», поставленного Ефимом Звеняцким по одноименной пьесе Владимира Мединского. Действие драмы разворачивается в XVII веке, но пафос происходящего оказывается глубоко современным – умение русского, а теперь российского народа сплотиться в минуту опасности и выстоять, несмотря ни на что. Как отметил режиссер Ефим Звеняцкий, главное действующее лицо спектакля – народ, а патриотизм и любовь к государственности –главные цели, которые он преследовал. После презентации Ефим Семенович оставил отпечаток ладони на бетонной форме, который пополнит потом аллею звезд у кинотеатра «Океан».

    Завершился этот насыщенный событиями день встречей с режиссером Аллой Суриковой и презентацией ее фильма «Любовь и Сакс». История любви арфистки и саксофониста снята со свойственными Суриковой тонким юмором и самоиронией, потому что как любит вслед за Львом Толстым повторять сама режиссер: «Смех – это человеколюбие».