Pacific Meridian – день второй: Венцкевич, NETPAC, Каренина и Крым 13.09.2017

    Каково это: играть ныне живущего президента, быть женщиной-режиссером в Индонезии и исследовать маргинальные регионы Австралии – стало известно на втором дне фестиваля.

    В рамках ретроспективы польского режиссера Анджея Вайды во Владивосток прибыл известный польский актер Роберт Венцкевич, который сыграл в фильме Вайды «Валенса. Человек из надежды» польского президента Леха Валенса. На пресс-конференции Роберт рассказал, как повлиял на него 87-летний режиссер:

    - Когда мы начали съемки, Вайде было 87 лет, но весь съемочный период он был в замечательной физической и психической форме. Каждый день работы был важным уроком для меня. Вайда учился в Академии искусств, был живописцем, и так ставил фильм, будто писал картину, создавал живописную композицию в кадре.

    О том, каково это - сыграть ныне живущего президента и потом жить, зная, что президенту его герой сразу резко не понравился – Венцкевич рассказывал долго и обстоятельно.

    - Если бы я постоянно думал про Вайду, который получил Оскара, и Валенсу, который получил Нобеля, я бы ничего не смог сделать. Я специально не стал встречаться с Валенсой до съемок, хотя возможности были. Встреча плохо бы повлияла, он сегодня совсем другой, у него другое сознание, в 70-е годы он не мог знать, что в 80-м будет большая забастовка, что в 1983 он получит Нобелевскую и что потом будет президентом. Сейчас он все это знает. И смотрит по-другому на себя самого. Есть такая пословица, что человеческая память из миски воды может сделать океан. Успешный человек думает, что он всегда был успешным, не помнит, что когда-то он был неизвестен. После первого закрытого показа, на котором меня не было, Валенса сказал, что Венцкевич ему не понравился, так как он никогда не был таким «буффоном». На премьере в Венеции публика встретила фильм аплодисментами, и Валенса несколько поменял свое мнение. Дальше он говорил, что чем больше смотрит фильм, тем больше он ему нравится.

    Вечером у всех зрителей была возможность посмотреть фильм «Валенса» на большом экране и еще пообщаться с актером.

    На пресс-конференции жюри NETPAC, которое представляли кинокритик Эшли Ратнавибхушана из Шри-Ланки, правозащитница и режиссер Ратна Сарумпает из Индонезии и российский киновед Всеволод Коршунов, речь пошла о том, на какие темы и каким языком должно говорить актуальное кино и как сделать границы между странами прозрачными для иностранных фильмов.

    - Актуальность кино на уровне содержания определяется темой, которую обсудить нужно прямо сегодня, и эта тема требует адекватной актуальности на уровне формы, потому что нельзя говорить на новые темы старым языком, это не обязательно экспериментальный язык, но обязательно конвенциональный нарратив, который отождествляет рассказчика с автором, - объяснил киновед Всеволод Коршунов. 

    Ратна Сарумпает, рассказала, как в Индонезии, наконец, женщины пришли в кино и стали снимать фильмы, чего до недавнего времени не было, хотя и сейчас их положение достаточно шаткое.

    - У меня есть пьеса о женщине, которую убили за то, что она требовала повысить зарплату, эта пьеса запрещена в некоторых провинциях, - рассказала Ратна. – Я пишу драмы не потому, что их люблю, а потому что злюсь на проблемы и тех людей, которые есть в обществе. Мой первый фильм – про работорговлю, которая до сих пор является проблемой для многих азиатских стран.

    Кинокритик Эшли Ратнавибхушана поделился, что на Шри-Ланке люди почти не ходят в кино, потому что цифровой формат появился только в крупных городах, а в деревнях еще старый формат, который затрудняет показ. А если фильмы идут, то  исключительно из США и Индии.

    В пресс-конференции участников конкурсной программы короткометражек ответили на вопросы журналистов режиссер фильма «Маленький поезд» Тамара Дондурей, режиссер фильма «Один и много» Джонас Бас, режиссер фильма «Один килограмм» Парк Ен-джу и режиссер фильма «Шалава» Люси Шродер.

    Как рассказала Люси Шродер, в относительно благополучной Австралии есть проблемные регион, где сложно заработать, и ее героиня ищет возможность управлять собственным телом в атмосфере, где нет поддержки, образования и помощи родных. Характер героини частично она писала с себя:

    - Мне хотелось, чтобы история и героиня были простыми, реальными, чтобы она была, что  называется, от сохи. Я плохо разбираюсь в обобщениях, но есть некоторая жесткость в представителях людей безработных, которая проявляется в отсуствии образования, разрушении семьи, и этому соответствует образ «шлюхи» - женщины, чья  жизнь не имеет никакой ценности. Низший класс редко способен выражать эмоции, поэтому они заменяют эмоции жесткостью.

    Вечером в кинотеатре  Океан Imaxрежиссер Томмазо Моттола и норвежская актриса Герильд Маусет при полном аншлаге представили свою работу «Каренина и я» документальный фильм «Каренина и я»: фильм о работе Герильд над ролью в спектакле «Анна Каренина»,  с участием актеров Театра им. Горького .

    В открытом кинотеатре PacificMeridian на Спортивной Набережной  зрители смогли увидеть очередной комплект короткометражек, подобщим знаменателем «Реалисты».

    Впереди еще 4 дня «Меридианов», а значит еще больше интервью, творческих встреч, мастер-классов и  хорошего кино.