Чернуха — тоже кино. А цинизм — в законодательных запретах: Марина Разбежкина дала мастер-класс во Владивостоке 13.09.2013

    Встречу Марины Разбежкиной с жителями Владивостока в рамках «Меридианов Тихого» назвали мастер-классом «Охота за реальностью». Именитый российский сценарист и кинорежиссёр помогла собравшимся разобраться в аспектах актуальной документалистики и подсказала, как снять шедевр «за копейку». Откровенная беседа вечером 12 сентября затянулась почти на три часа.

    В четверг в кинотеатре «Уссури» собрался полный зал желающих «поймать реальность». Марина Разбежкина начала с рассказа о собственной Школе документального кино. За 14 месяцев педагоги учат начинающих режиссёров снимать документалистику о жизни простых людей. В уникальной для России Школе прежде всего ставят взгляд, прививают ритм и просят начисто забыть о высокомерии. В первый день ученики получают в руки портативную камеру и выходят на улицу «искать душу» у прохожих на улице.

    «В нашей системе координат мы работаем с героем в диалоге: мне вы интересны, а я вам. Не стоит тратить на документалистику большие деньги, дадут копейку — нужно снимать на копейку. Режиссер не должен быть выше своего собеседника и тем более “художником с большой буквы”, это словосочетание при мне вовсе запрещено произносить», — отметила документалист.

    Первый день в Школе начинается с запретов, призналась Разбежкина. Начинающие кинодеятели должны забыть про штатив и зум — камера должна оставаться частью руки, а приблизить картинку можно только приблизившись к собеседнику. Ученикам воспрещается  интервьюировать собеседников — только в обыденном диалоге можно докопаться до струн души. На отснятый материал запрещается накладывать музыку и закадровый текст, чтобы сохранить ритм жизни. К слову, ритм и форму жизни ас документалистики считает бесценными:

    «Не нужно заглушать жизнь на плёнке никак. Даже обсценную лексику я считаю абсолютно гениальной, если она естественная для человека. Я помню, Расторгуев сделал фильм “Чистый четверг” о жизни наших солдат во время Чеченской войны. Эти ребята разговаривали только матом. В Минкульте его заставили убрать непристойные монологи и наложить речь Толстого из “Севастопольских рассказов”. Толстовский текст, бесспорно, прекрасен и тоже о войне, но разговаривали матом ребята не просто так. У них был язык дикого страха — им завтра уходить в горы, они полагали, что их там убьют. Заменой этот страх был уничтожен».

    Марина Разбежкина добавила, что абсолютно спокойно относится к чернухе на экране. Она лично не делит фильмы на «добрые» и «злые», зато делит все ленты на «кино» и «не кино». Называть предельную откровенность на экране цинизмом мастер документалистики считает ошибочным.

    «Запреты — вот это цинизм. Я слышала, что готовится законопроект, обязывающий брать письменное согласие у каждого человека, которого заснимут. Такие законы работают в мире, но у нас эта норма загубит актуальную документалистику. При этом законе никогда бы не вышел снятый моими студентами фильм, который я очень люблю, о протестном движении “Зима, уходи», — призналась Марина Разбежкина.

    Кстати, программу для Школы документального кино разрабатывали Марина Разбежкина и Михаил Угаров, при участии ведущих российских документалистов. Именитый режиссёр также придумала уникальную терминологию в гуманитарных дисциплинах. Например, «зона змеи» характеризует интимное пространство собеседника, а «горизонталь жизни» — это о необходимости запечатлевать реальную жизнь.

    Отдельную гордость у Разбежкиной вызывает приём «конструирование реальности», которому не научат ни в одном университете мира — когда герой характеризует происходящее на своей лад, а режиссёр — со своей точки зрения. На стыке получается кино.

    Рассказывая о методах работы, документалист периодически общалась со зрителями. Помимо бесценных советов, в завершении мастер-класса Марина Разбежкина приготовила для собравшихся небольшую документальную ленту «25 сентября» последнего времени, которую считает одной из лучших.

    В завершении встречи гостья кинофестиваля призналась, что нашла во Владивостоке «неповторимого» героя для новой документального ленты. Съёмками фильма, по её совету, займутся молодые режиссёры.



    Источник: vl.ru