Борис Грачевский во Владивостоке: «Российское кино сегодня — это просто трагедия» 13.09.2013

    Один из гостей XI «Меридианов Тихого», режиссер и сценарист, а также художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский дал эксклюзивное интервью VL.ru, в котором рассказал об отношении к отечественному кинематографу, о развитии детского кино и своем полнометражном фильме «Крыша», где одну из главных ролей исполнила еще одна гостья «Меридианов» Анфиса Черных.

    — Борис Юрьевич, несколько лет назад Вы дебютировали с полнометражным фильмом «Крыша». Сейчас можно сделать вывод: что Вам ближе, короткометражное или полнометражное кино?

    — Это очень сложный вопрос. Российское кино сейчас работает двумя способами: или попасть на какой-нибудь кинофестиваль совершенно страшным и черным способом, с кадрами поедания друг друга и выкапыванием мертвых детей — какой-то арт; или попытаться собрать зрителя — это больше комедийное направление. А все, кто хотят о чем-то подумать — ушли к телевидению. Именно эти люди не идут в кино на массовые фильмы. Моя картина как раз для тех, кто не идет в кино.

    — Финал картины дает повод для размышлений. Вы будто не закончили фильм.

    — Я из-за этого финала потерял все фестивали, а мог ведь совершенно спокойно закончить фильм прыжком всех трех девочек с крыши. В жизни эти девочки ведь прыгнули и разбились, да и в сценарии они прыгнули. Я несколько ночей мучался — продумывал финал. Хотел сделать красиво. И вдруг проснулся и подумал — а не буду показывать. Пускай кто как хочет, так и думает. Не хочу, чтобы они прыгали в моем фильме. Для меня эта картина — это весь мой опыт о людях, который я накопил за 60 лет.

    — Была мысль представить эту работу на кинофестивале?

    — Здесь была потрясающая история. Когда я приехал в «Океан», то предложил — давайте покажем не «Ералаш», а этот фильм. Мне ответили тогда: «Ну что Вы, они все ждут "Ералаш", зачем же…». А там как раз были старшеклассники, которым близка была бы идея фильма. В итоге я уговорил организаторов, и зал просто рыдал. После просмотра еще часа полтора обсуждали. Этот фильм точно тронул всех. Это то, ради чего я снимал это кино.

    — Как бы Вы охарактеризовали современный кинематограф?

    — Сегодня ни один фильм нельзя пересказать, особенно иностранный. Мы должны вернуть зрителя в кинотеатры на российское кино, и я знаю рецепт. Он, конечно, не сиюминутный, но нужный. Бесполезно строить по всей стране кинотеатры российского кино. А полезно делать это через кружки по 10-12 человек, которые бы обсуждали и вникали в кино. То есть нужно создавать и развивать в большом количестве киноклубы. Это небольшие деньги и большой толк. Мне всегда очень обидно, потому что я делал кино, чтобы оно трогало людей за душу — мне только это нужно было. Потом я говорю — я сделал то, что я хотел. «Крышу» нужно сесть и посмотреть, но не в тех кинотеатрах, что есть сейчас — там атмосфера не та.

    — А детское кино?

    — Еще большая трагедия… Наша страна ежегодно делает где-то 8 или 10 детских фильмов. И один хуже другого. Нельзя за 700 долларов сделать сегодня детское кино. Дети сегодня окружены технологиями, о чем можно говорить. И зачем ребенку или подростку этот фильм, как мальчик знакомится с девочкой?! Он не будет смотреть. Дети уже не держат в голове ничего длительного. Почему ведь «Ералаш» такой популярный: ролик не длится дольше 3 минут. А на Западе детское кино — самое прибыльное, в России же деньги никто не хочет вкладывать. У нас жива еще полнометражная анимация, но это тоже зарубежное кино по большому счету. У меня, например, лежит сценарий «Первобытные приключения», и фильм надо снимать в теплых странах и нужно создавать графику — это настоящее приключенческое кино.

    — В будущем есть планы на создание еще одного полнометражного проекта?

    — Да, проект лежит, уже готов. Я пытаюсь найти средства на его воплощение. Я написал сценарий истории любви молодого композитора, который пишет авангардную симфоническую музыку, и вульгарной девушки, которая, общаясь с ним, превращается в настоящее чудо. В конце она его бросает со словами: «Ты — как туфли модные — блестящие, красивые, а натирают до крови».

    — Борис Юрьевич, что можете сказать о кинофестивале «Меридианы Тихого»?

    — Ну, мне трудно рассуждать об этом. Сама по себе идея замечательная, конечно. Для такого чудесного города, как Владивосток, я считаю, это очень важно, и кинофестиваль — это большой праздник. Вообще, побольше таких праздников должно быть, побольше веселого и доброго в нашей жизни. Люди просто должны взять и расслабиться. Владивосток сильно отдален от центра страны, что создает трудности, а «Меридианы» — прямая связь со всем миром. Важна не победа на кинофестивале, а то, что внутри него заложен этот самый праздник.



    Источник: vl.ru