Ингмар Бергман режиссер

    В 2018 году по всему миру отмечают сто лет со дня рождения Ингмара Бергмана. Долгий творческий путь, невиданная работоспособность — он поставил более шестидесяти фильмов, ко многим из них сам написал сценарии. Бергман был востребованным театральным постановщиком и незаурядным литератором — после режиссера осталось внушительное по объемам наследие: пьесы, сценарии, теоретические эссе о театре и кино.

    Ему до сих пор посвящают свои работы молодые режиссеры. О нем вспоминают как об одной из главных фигур в истории мирового кино. В его творческой биографии были взлеты и падения, почитание критики и публики и, напротив, громкие провалы.

    Его всегда интересовало воображаемое действие — еще будучи ребенком, он получил в подарок «волшебный фонарь»-игрушку для проекции картинок на стены и самостоятельно переделал ее в примитивный проектор, чтобы показывать короткие фильмы — в основном анимацию. Уже в 1930-х годах он становится заметной фигурой в театральных кругах Швеции, а уж затем врывается в мир кино.

    И хотя первый фильм мастера, драма «Кризис», провалилась в прокате, что вызвало недовольство киностудии «Свенск Фильминдустри», Бергман на несколько десятилетий свяжет свою жизнь с кинематографом. Во второй половине 1940-х он снимает несколько фильмов: «Корабль в Индию» (1947) был представлен в конкурсной программе второго по счету Каннского кинофестиваля, а «Музыка в Темноте» — в Венеции.

    Следующее десятилетие закрепит за Бергманом статус ведущего кинематографиста своего времени. «Седьмая печать» и «Земляничная поляна» — легендарные фильмы, из года в год обсуждаемые исследователями и привлекающие внимание зрителей по всему миру. Избрав жанр философской камерной драмы, избегая эпических сюжетов, Бергман становится одним из немногих режиссеров, кому удается столь исчерпывающе описать состояние европейского общества, столкнувшегося с необходимостью осмыслить разрушительные последствия Второй мировой войны.

    Затем практически каждое десятилетие вплоть до конца прошлого века будет ознаменовано знаковой лентой авторства Ингмара Бергмана. В 1967 году он снимает «Персону» с блистательной Лив Ульман, воплотившую на экране инфернальный портрет экзистенциального кризиса, буквально уничтожающего человека. в 1970-е с успехом будут представлены «Сцены из супружеской жизни» (1973) и «Осенняя соната» (1978). Затем в 1982 году в прокат выходит его Opus Magnum – драма «Фанни и Александр». В этом фильме он с нордическим хладнокровием препарирует «плоть» человеческих взаимоотношений.

    Последний фильм «Сарабанда» Бергман закончил уже в новом веке. Эта лента — продолжение «Сцен из супружеской жизни» — своеобразное кино-завещание режиссера.

    В рамках ретроспективы Ингмара Бергмана, организованной МКФ «Меридианы Тихого» при поддержке Посольства Королевства Швеции в Москве, будут показаны знаковые фильмы мастера и документальный фильм «Бергман» (реж. Яне Магнуссон).


    Назад