Дмитрий Геллер

Режиссер

Кинофильмы: Привет из Кисловодска Маленькая ночная симфония Признание в любви Мальчик Воробей, который умел держать слово Мужчина встречает женщину

Сегодня Дмитрия Геллера по праву называют звездой отечественной анимации, ярким представителем авторского кино, и более того, критики уже определили для творчества Геллера такое же авторитетное место в анимационном искусстве, какое давно занимает Александр Сокуров в игровом кино России. К своему пятидесятилетию успешный режиссер и художник предъявил миру уже чертову дюжину авторских работ, за которые получил весомую коллекцию высоких наград на родине и за границей. Но, увы, для широкой публики имя талантливого аниматора, как и многих его признанных коллег, остается малоизвестным.

Воспитанник прославленной Свердловской школы анимации в 20 лет начал свою творческую биографию в качестве художника-прорисовщика на мультстудии в родном Екатеринбурге и продолжил погружение в профессию как студент знаменитой анимационной мастерской Хитрука, Норштейна, Назарова и Хржановского на Высших режиссерских курсах в Москве. Но уже к 30 годам Дима ошеломил профессиональное сообщество зрелостью и красотой своего дебютного авторского фильма ПРИВЕТ ИЗ КИСЛОВОДСКА (2000), который получил Гран-при жюри и первое место профессионального рейтинга на главном отечественном смотре анимации в Тарусе (ныне Суздальфест), что бывает нечасто, а еще целое ожерелье высших наград самых престижных фестивалей анимации в мире. Изящный лирический рассказ об ускользающем счастье курортного романа, наполненный скрытой нежностью и ностальгической грустью о романтике ушедшего века, покорил всех своей изысканной пластикой и эмоциональной выразительностью. Грациозность сложного технологического решения (компьютерная анимация в сочетании с рисунком и фотоизображениями) и эскизная легкость драматургического построения, феллиниевская метафоричность киноязыка и откровенно балетный способ выражения эмоций в музыке и движении без слов — все эти запоминающиеся особенности первого фильма стали активно проявляться и в новых, не менее успешных работах режиссера, утверждая уникальный авторский почерк набирающего силу Мастера.

Переходя в своих творческих фантазиях из века в век, из страны в страну, от одного вдохновляющего его образа к другому, Геллер все более становился самим собой — удивляющим, непознанным до конца российским Художником, в котором странным образом соединялись его русские страсти и европейские кумиры, уральские легенды и китайская философия. Так, в МАЛЕНЬКОЙ НОЧНОЙ СИМФОНИИ нежная бытовая история про кошку, скучающую в ожидании хозяина, парадоксальным образом соединяет лирическое настроение знаменитого произведения Моцарта и звучащие на экране сложные музыкальные фразы Баха, а элегантное ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ, навеянное образами фильмов Луиса Бунюэля, превращается в трепетный исповедальный этюд о детских мечтах и страхах. В более поздних и особенно страстных авторских фильмах Геллера проявились серьезные взрослые размышления и глубокие переживания постановщика — о жизни и смерти (МАЛЬЧИК), о роковой любви и ревности (МУЖЧИНА ВСТРЕЧАЕТ ЖЕНЩИНУ), о собственных национальных и духовных корнях (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ). В большинстве авторских картин Дмитрия Геллера художником-постановщиком работала его постоянный партнер по жизни и творчеству Анна Карпова, сумевшая очень точно выразить мысли и чувства своего мужа. 

Пожалуй, последний отмеченный высшей наградой «Суздальфеста» фильм ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ, посвященный особо ценимой автором горнозаводской культуре Урала, будет менее всего понятен иностранным почитателям творчества Геллера. Эта самобытная лента отсылает зрителей к образам уральских сказов Бажова, к местным легендам и к старому советскому кинофильму о мифической Хозяйке уральских гор, управляющей подземными сокровищами и хранящей секреты горных профессий. Зато китайский цикл из четырех авторских фильмов режиссера, который он создавал вместе со студентами Института анимации Цзилиня с 2011 года, обрел множество наград и поклонников в России, Китае и в других странах. 

За годы сотрудничества с молодыми аниматорами Китая талантливому российскому режиссеру удалось постичь множество восточных премудростей и создать удивительную коллекцию маленьких анимационных шедевров. В них нашли отражение мотивы древнего фольклора (Я ВИДЕЛ, КАК МЫШИ КОТА ХОРОНИЛИ) и тончайшие образы выдающегося китайского аниматора Тэ Вэй (МАЛЕНЬКИЙ ПРУД У ПОДНОЖИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ), пластические трансформации поэзии Поля Элюара (РЫБЫ, ПЛОВЦЫ, КОРАБЛИ) и впечатления обыденной жизни художников (10 000 УРОДЛИВЫХ ПЯТЕН). Но подробнее об опыте работы с китайскими коллегами, о творческих идеалах и пристрастиях режиссера-аниматора Геллера публике Владивостока предстоит узнать во время фестивального мастер-класса «Дмитрий Геллер — китайские сезоны».

 

 

X
X