Открытый Закрытый Владивосток

Аудиовизуальный портрет города – Фильм «Звуки Владивостока»
Автор идеи и руководитель этого уникального проекта – кипрский композитор Мариос Иоанну Элиа

Даже для жителей России город остаётся загадочным, далёким, мифическим…

Владивосток сконструирован из противоположностей: южный – и в то же время северный, европейский – и азиатский. Он существует на стыке стихий – природных и культурных. Лежит на широте черноморского Сочи, знойного Неаполя, кавказского Грозного… – но ещё Арсеньев и Нансен, внимательные очарованные странники, заметили: климат здесь – как на заполярных Лофотенских островах.

Китайцы называли гавань, где в 1860 году появился Владивосток, – Хайшэньвэй. Англичане – Порт-Мэй.

Гордое имя Владивосток означает «владеть востоком», но есть и другая расшифровка: «в ладу с востоком».

За короткую – всего-то две человеческие жизни! – историю 160-летний Владивосток успел побыть военным постом, порто-франко, последним оплотом белогвардейцев, базой флота Красной империи…

Чехов, побывавший в 30-летнем Владивостоке (своём ровеснике), поразился тёплому октябрю, крупным устрицам и барражирующему по заливу киту: «Во Владивостоке… живётся не скучно, по-европейски».

В мировой словесности город прописывали Киплинг, Лондон, Моэм, Джойс, Флеминг…

В новое время некогда закрытый порт стал форпостом не только военным, но и культурным. Неприступный бастион превратился в окно в Азию. Владивосток объявили «свободным портом». Он попал на 2000-рублёвую купюру и стал центром Дальневосточного федерального округа (территория от Берингова пролива до Байкала – с две Индии или с одну Австралию).

Тотемный зверь Владивостока – тигр. Священное растение – рододендрон. Среди рукотворных символов города – крепостные форты, Токаревский маяк, фуникулёр, праворульные автомобили… Гении места – офицер, учёный, писатель Владимир Арсеньев, первая в мире женщина-капитан Анна Щетинина, музыкант Илья Лагутенко.

Обладая внешностью редкой киногеничности, Владивосток пока не стал кинозвездой. Скорее – актёром второго плана. Но зато ярким, узнаваемым.

Здесь снимался первый фильм о приключениях культового советского разведчика Штирлица («Пароль не нужен» Бориса Григорьева) и один из первых советских фильмов-катастроф – «Внимание, цунами!» Юнгвальда-Хилькевича.

В фильме Виталия Каневского «Замри, умри, воскресни» (1989), получившем спецприз Каннского фестиваля, Владивосток предстаёт довольно мрачным, как и в «Сказке про темноту» Николая Хомерики, снятой 20 лет спустя. Но зато именно «Сказка…» – первая лента, где Владивосток – не просто фон, а полноценный герой.

В 1920 году в семье владивостокских бизнесменов швейцарского происхождения родился Юл Бриннер – оскароносный герой «Великолепной семёрки». Он стал символом, якорем, магнитом кинофестиваля «Меридианы Тихого» – нового шага к открытию Владивостока миру и миром. Благодаря фестивалю город стали снимать соседи: корейцы («Тайфун»), японцы («Седьмой код», «Отель «Венера»)…

Если для Москвы Владивосток – русская Азия и окно в Пасифику, то для Азии – ближайшая Европа. Расположение на перекрёстке цивилизационных путей, на стыке стихий делает город интересным в том числе и для кино. Которое по-прежнему остаётся для нас, говоря словами опять же Ленина, важнейшим из искусств.

Автор книги «Правый руль» и соавтор киноповести «Владивосток-3000»
Василий АВЧЕНКО

X
X